Дмитрий Радищев (dibr) wrote,
Дмитрий Радищев
dibr

видно ли нас, хьюстон?

Нравится мне один интересный момент в американских космических катастрофах при взлёте/посадке.

Шаттл "Челленджер", 1986 год. Трансляция с места старта, камера показывает как собственно взлетает и улетает куда-то вдаль шаттл, фоном включаются переговоры с экипажем и комментарий "голоса из ЦУПа" - ну, все эти "высота такая-то, скорость такая-то, полёт проходит нормально". На 73-й секунде полёта шаттл взрывается, вспышка, куча дыма, обломки разлетаются во все стороны, народ - кто с ужасом, кто с интересом - следит за тем, как всё это падает в океан... и через полминуты(!) после этого спокойный "голос из ЦУПа" сообщает "по-моему у нас серьезная неисправность. Связь пропала" ("Obviously a major malfunction. We have no downlink").
Щито?! "Серьёзная неисправность?" Да там корабль в труху разнесло, а не "серьёзная неисправность!"
А, нет, оказывается всё в порядке. Просто у них в ЦУПе не было телевизоров, и трансляцию запуска они не смотрели, видели только телеметрию (собственных видеокамер, заведённых в ЦУП, тоже не было). А по телеметрии не скажешь, шаттлу просто антенну погнуло, или нет там уже никакого шаттла. Телеметрии нет уже полминуты - ну, "серьёзная неисправность, разбираемся" ("Flight controllers here are looking very carefully at the situation").

Шаттл "Колумбия", 2003 год. При старте от кислородного бака отрывается кусок теплозащиты (это не страшно, бак всё равно выбрасывать) и задевает крыло (а вот это уже ой). Происшествие заметили, но не придали значения ("у нас часто на старте теплозащита отваливается"), шаттл вышел на орбиту, а уже при спуске с орбиты повреждённое крыло начало гореть, что привело к разрушению шаттла.
Примерно через 10 минут после входа в атмосферу ЦУП получает информацию о выходе из строя датчиков температуры гидравлической системы в левом крыле шаттла. Реакция, примерно, "хм?". Ещё через несколько минут перестают работать датчики давления в шинах (tire) левой стойки шасси. Реакция, примерно, "да ладно?!". Буквально через несколько секунд внезапно пропадает связь (прямо на полуслове голосового сообщения с шаттла). Офицер связи говорит "так бывает, это свет венеры отразился от верхних слоёв болотного газа... ой, то есть - хвост шаттла закрыл собой антенну от спутника" (не буквально, но около того, желающие могут покопаться в транскрипте), после чего в ЦУПе начинают крутить все ручки, пытаясь снова установить связь с шаттлом.
И только через двенадцать минут в ЦУП наконец звонят снаружи, и говорят "кончайте фигнёй страдать, лучше включите телек, там вашу маму то что осталось от вашего шаттла в прямом эфире показывают".

А всё почему? Всё потому, что у них в ЦУПе телевизора нет. В смысле, не передаётся тупо обычная картинка "как оно там летит, нормально ли" - даже если эта картинка при этом транслируется на всю Америку по телевидению. Передавалась бы - таких, эээ, забавных ситуаций не было бы.

А в сегодняшних реалиях, мне кажется, в ЦУП надо заводить ещё и трансляцию твиттера/инстаграмма членов экипажа. И при разборе полётов селфи "смотри, как я круто смотрюсь на фоне отделяющихся от корабля пылающих фрагментов обшивки", так же как и твит "ЧЗХ, крыло отваливается?!", могут оказаться более полезными, чем сигнал телеметрии об отказе датчиков давления в шинах.
Я так думаю.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments