Дмитрий Радищев (dibr) wrote,
Дмитрий Радищев
dibr

131-й экспедиционный корпус в горах Кавказа :-)

На этот раз обработка фоток идёт шустрее чем два года назад - вчера наконец-то "подготовил к склейке" все горные панорамы ("пляжные" видимо будут позже, задолбало уже мышью махать) и запустил окончательную склейку. А пока компьютер мучается склейкой - могу наконец-то взяться за отчёт :-)

Для начала - поблагодарю ilya_314, без организаторской мощи которого ничего бы не состоялось, и natali_42, обладающей даром покупки ж/д билетов в тех ситуациях, когда билетов на это направление не может быть в принципе. Впечатлений - на два года хватит (то есть, повторить однозначно захочется, но вряд ли прямо вот сразу, на следующий год скорее всего надо будет что-то "поматрасней" придумать) :-)))

...И было нас пятеро - Илья с Наташей, Девушка Оля из Икеи с молодым человеком Лёшей оттуда же, и я. Четвертого августа, в 23:30 залезаем в автобус до Москвы, утром пятого числа - пересадка на поезд до Армавира, и уже шестого числа утром - мы в Армавире.

Автобус - исчадье ада, спать невозможно... а вот поезд - другое дело. Вагон плацкартный, но плацкарта "фирменная" - корридоры пылесосят(!), желающим выдаются ремни "для непадения с верхней полки" (кстати, впервые такое видел), и я первый раз в жизни рискнул сесть голой попой на железнодожрожный унитаз - в сиденье встроена штуковина, при кручении ручечки проматывающая по сиденью полиэтиленовый "рукав" - из одного рулона ("чистого") в другой ("грязный"). По ходу движения и закупок на стоянках - проникаюсь до глубины души напитком "мексиканский микс" - этакий, эээ, жидкий кетчуп - но в формате сока :-)

...Автобус до Лабинска, автобус из Лабинска до Псебая, и где-то днём мы уже в Псебае - там находится управление заповедника. Заявившись, оплативши пребывание (100 руб с носа в день), получивши все нужные бумаги и зарегистрировавшись в МЧС как "группа за нумером 131", договорились с машиной, и за 600р доставляемся в Кировский - почти до кордона Черноречье, стартовой точки маршрута. Встали за пределами заповедника - место довольно "пикникового" вида (приятное, но есть в небольших дозах всякие левые люди), я выкупался нудистским образом в горной речке (держась за камушек чтобы не снесло, упустив и поймав тапочку, и упустив и поймав мыло). Ночь - Илья, Оля и Лёша ведут высокофилософские беседы, я в конце концов уползаю спать (Наташа, как самая благоразумная, давно спит). Скалываю точку - "точка 034", высота - 777 м над уровнем моря.

Седьмое число. Выходим на третью роту, регистрируемся, идём дальше. GPS постоянно теряет спутники, поэтому трек прерывистый - впрочем, по карте и так понятно, как мы шли. Идём дальше, в конце концов проходим кордон Третья рота. От стоянки сразу за кордоном отказались - "народ не понравился", прошли дальше - и все-так нашли довольно удачную стоянку в стороне от тропы (точка ST1). Купаемся "с палкой", я очередной раз упускаю тапку, бросаюсь в погоню... и быстро понимаю, что погоня за тапкой вплавь в горной речке - не лучшая идея :-) Перепугав всех своим самосплавом, выруливаю на берег без повреждений (небольшой синяк не в счет) :-) Кстати, не могу вспомнить, куда дел вторую тапку. Неужели сжег?! Много слюды - искристых таких камушков, даже грязь в результате так и искрится мелкими частичками слюды. Красиво! Жаль, на фотках эта искристость не получаеться. Ближе к ночи Илья проводит рекогносцировку по карте и GPS, я пытаюсь снимать звёзды.

Восьмое число. Идём дальше. По пути нам обещают озеро - озеро действительно есть, проходим дальше. Начинается лёгкий экстрим - дождь на пару часов :-) Лопаем шпроты под дождём - двумя вилками на пятерых, игнорируя воду в шпротах :-) Тропа идёт вверх, вверх, вниз, вверх, вверх, вниз, это несколько задалбывает... пока не доходит до уютненькой вершинки (точка 037) с видом на речку с высоты :-) Снимать, правда, неудобно - нормальные ракурсы опасны для жизни, а с безопасных точек видно плохо. Отдыхаем, идем дальше - уже больше вниз. До кордона Умпырь не доходим, уже поздно - встаем на стоянку в живописном месте с коровами (точка NOCH) :-) Беседуем с рядомстоящей парой туристов-экстремалов, получам ценную инфу :-)

Девятое число. Выходим днём, в обеденный перекус (шпротами) нас накрывает дождь. Прикалываемся, что шпроты привлекают дождь, формулируем положение "о неубывании экстрима" (пока уровень экстремальности монотонно растет). Дождь не прекращается, приходится одевать дождевики и переться дальше. Люди в дождевиках, с рюкзаками, темными очками и лыжными палками (Оля с Лёшей) выглядят сюрреалистично :-) Немного запутавшись где Цахвоа, а где Малая Лаба, наконец встаем на стоянку (точка NOCH2).

Десятое число. Ловим бабочку фотоаппаратом. Запотели линзы, причем внутри :-) Доходим до Безымянки (BEZYMYANKA) - чудеснейшая оборудованная стоянка, одно удовольствие стоять :-) Ничего особо интересного не происходило :-) Кстати, кто сказал что в горах не бывает комаров?! Да, комаров почти нет - но есть слепни! Учитывая, что у меня только шорты (и тёплые штаны) - меня кусают, я нервничаю :-)

Одиннадцатое. В планах - максимально приблизиться к перевалу. Жарко, неровно, тропа уже заметно более горная - принцип неубывания экстрима в действии :-) Переправляемся через р. Чистая (скользкое бревно - страшновато!), обедаем, прёмся дальше. Теряем час на форсирование скромного ручейка в обход - горы, однако. Уже поздно, вокруг ущелье - поэтому идём дальше. Появляется истинно горная флора - забавное растение "манжетка", которое можно заваривать как чай :-) Рву несколько пучков - пригодится. Ближе к ночи наконец выходим на место - весьма плоское, и даже с дровами (NOCH3, 2050 м). Вокруг - скалы, на небе - звезды... ужинаем, я опять пытаюсь фоткать небо, ложимся спать.

Двенадцатое. Днёвка. Слепни, блин! Решаем, на какую горку нам слазить - на самую высокую, или как :-) Пока решаем, видим на самой высокой горке медведицу с медвежонком (а я жалею что не взял телеобъектив - жду, что там будет с видео у Ильи), решаем пока туда не идти :-) Я, Илья и Наташа идём на другую горку, поменьше (PIK, 2650 м). Горка оказывается не такой уж простой, а я в шортах, продирающийся сквозь кусты, подвергаю свои несчастные ноги ещё большему экстриму :-) Спускаемся уже жругим путём - там, где мы поднимались, мы боимся - крутовато. "Манжетку" народ заваривать боится :-( А зря, я считаю - быть в горах Кавказа и пить, извините, "гордость цейлона" а не местное, довольно вкусное и уж точно наисвежайшее сырьё - это какой-то урбанизм и глобализм имхо.

Тринадцатое. Дранг нах... нах, короче. Через перевал Аишха, на выход - к кордону Пслух. Довольно быстро доходим до собственно перевала, делаем привал - вдали видны домики, "видимо это кордон Пслух" (подумал Штирлиц). Народ решает "по быстрому" сбегать на горку слева, я решаю что мне хватит вчерашней (о чем потом жалею). Горка, судя по шустроте поднимающихся, оказывается куда легче вчерашней, народ катается по снежнику, фоткает круговые панорамы и вид на горное озеро, и так далее :-) Точка за нумером 039, 2700 м. Набаловавшись, начинаем спуск.
     Неубывание экстрима работает - ноги от укусов слепней, мошкары и комаров, и царапания колючками приобретают расцветку всех цветов радуги, на затяжном крутом спуске отбиваю себе большие пальцы на ногах. Казалось бы - последний день, выход из заповедника, только вот до кордона дойти... но оказывается, что домики - это какое-то местное население, а кордон - он о-го-го где, а мы ещё и свернули к домикам вместо чтобы идти направо, куда карта велит... в-общем, припёрлись мы к цели черт-те когда, падая от усталости в прямом смысле, при двух работающих фонариках на пятерых и в полной темноте при этом. Встреченный по пути добрый дядя егерь подсказал, что если пройти мимо кордона метров на двести, то будет стоянка, и мы, падая на ходу, их прошли... Однако упавши на землю - быстро пришли в себя, сготовили ужин, легли спать, не забыв сколоть точку (NOCH4, 970 м). Итого - за день спустились с 2700 м до 970 м, перед этим за несколько дней поднявшись туда с 777 м :-)

Ну, а чтобы подтвердить окончательное и полное неубывание экстрима - в поисках туалета я в ту ночь нашел заросли молодой крапивы, выбравшись из них - осиное гнездо (а я в шортах, ага), при попытке же убежать - был отловлен растением с "обратными" колючками по типу рыболовных крючков (ежевикой?), и дополнительно поцарапан о ободран (вот и думай: то-ли бежать от ос и фиг с ними с колючками, то-ли отцеплять колючки, отмахиваясь от ос). На ноги смотреть уже боюсь - слепни, мошки, колючки, теперь вот осы... хорошо что дальше уже ничего не будет - дальше начинается "пляжная" часть отпуска :-)

Четырнадцатое. Неубывание экстрима! Наутро были оштрафованы за то, что вышли с территории заповедника на территорию заказника - пропуск-то у нас в заповедник, а не в заказник!
     Договариваемся с егерем, он вывозит нас на Красную поляну... а дальше - автобусом, электричкой, опять автобусом - добираемся до Джубги. Чтобы продолжить там уже "пляжную" часть отдыха, о которой как-нибудь потом (да и неинтересно оно - пляж и пляж) :-)

А основная часть фоток - тоже потом. Как панорамы сошьются, так сразу :-)