Дмитрий Радищев (dibr) wrote,
Дмитрий Радищев
dibr

"Стабилизация изображения своими руками", или фотографу на заметку.

    Увлекающимся фотографией хорошо известно, для чего полезна фишка "стабилизации изображения" в современных камерах. Понятно для чего - чтобы иметь возможность удлиннить выдержку при съемке с рук, избежав при этом "смаза". При этом предполагается, что "сюжет" за время более длинной выдержки никуда не сдвинется (иначе нет смысла в IS), и что штатива под рукой нет (поскольку штатив предназначен для длинных выдержек).
    "Но что делать, если зубная щетка недоступна", и штатива нет, а IS в вашей камере - либо отсутствует вовсе, либо банально недостаточен для снимаемого сюжета? Нет, в принципе понятно что делать - поднимать "до потолка" чувствительность и снижать выдержку до разумных пределов - но шумы, шумы... а сюжет-то неподвижный, обидно...

    Под катом - приведена "лабораторная работа" по "стабилизации изображения своими руками". Условия работы:
      - освещенность слишком мала, чтобы снимать на ISO100-200, но достаточна для ISO1600
      - объект съемки - совсем неподвижен (в качестве теста был взят кусочек "натюрморта" в моей комнате, но в принципе хороший результат должен получаться на большинстве пейзажей).

    Кому интересно - читаем дальше!

    Приборы и материалы:
      - Hugin. Или любая другая PanoTools-based панорамоделалка.
      - autopano (которое by Alexandre Jenny). Ссылка должна быть на страничке хугина, мне искать лениво.
      - PTaverage.exe. Содержится в комплекте PanoTools, ссылка - вы в курсе :-)
      - Фотошоп. Любой :-) Хотя можно и без него.
      - Цифрофотик. Какой-нито :-) Ну, и подходящий сюжет.

    Проведение работы.

    Находим сюжет, подходящий под наши условия: достаточно темный чтобы его нельзя было снимать на низком ISO, но достаточно светлый, чтобы его можно было снять на высоком ISO (или хотя бы вытянть что-то жутко шумное "из равчика"), и притом достаточно неподвижный. Ставим на камере необходимое ISO, режим серийной съемки, делаем глубокий вдох, и, крепко зажав в руках камеру, вдавливаем капу.
    Когда воздух в легких закончится - отпустим капу, переткнем флэшку в ридер и сольем отснятое на компьютер. Проведем "быструю фильтрацию" отснятых кадров - поскольку имеет смысл выбирать выдержку "на пределе смаза", часть кадров будет смазана - удалим их. Остаток - затянем в hugin, и натравим на них autopano - пусть поищет в результате котрольные точки. Точек пусть найдет "дофига": я заказал по 100 точек на image pair.
    Не глядя на то, что там наискал autopano, но заранее не доверяя подобной автоматике - жмем в hugin: Edit - Fine tune all points. Поскольку значительная часть точек "по дефолту" не профайнтюнится по причине их "мутности", подбираем в preferences - finetune - correlation threshold "достаточно маленькое" число (мне хватило 0.3) так, чтобы "отфайнтюнились" все точки - а затем за несколько итераций, поднимая порог до дефолтного, более точно дотюниваем точки. Если честно - не уверен, нужны ли все эти шаги, но я делал - результат хороший :-)
    Жмём optimize, выбираем на закладке stitcher - rectilinear проекцию, просим хугин оценить угол зрения и размер панорамы (обычно не врёт), в окне со списком точек - сортируем точки по distance (это "неточность позиционирования") и жестоко вырезаем все с ошибкой больше 1 пикселя.
    Повторяем optimize и вырезание точек ещё два раза. И ещё раз, последний, жмем optimize.
    В ститчере - выбираем engine: nona (не путать с none), image format: multiple tiff, жмем stitch. Ждём.
    Открываем папочку с этой грудой файлов в "проводнике виндоуз". Полученную груду свежепоститченного файла (не исходников, а то что выдала nona) - выделяем мышой и роняем на PTaverage.exe - работает эта сволочь так (а из коммандной строки - не жрёт-с - и кто скажет что не сволочь?). Ждём ещё чуть-чуть.
    Результат - всасываем в фотошоп, и немножко шарпим: поскольку исходная стопка фоток совмещена "плюс-минус пиксель", это надо компенсировать.

    Окончательный результат - приведен на рисунках. Рисунок первый - кроп одного из исходных кадров без обработки (всего сделано около 35, отобрано по отсутствию смаза 27 кадров, ISO 1600(!), выдержка 1/25 на f=85 (и кропе 1.6)). Отчетливо видны шумы высокого ISO.
    Кадр второй - результат обработки (совмещение, усреднение, шарп) этих 27 каров. Шумы соответствуют (субъективно) где-то ISO 200, кадр выглядит намного информативнее и бесшумнее.






    Успехов в съемке сцен со "стабилизацией вручную"! :-)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments