Дмитрий Радищев (dibr) wrote,
Дмитрий Радищев
dibr

Categories:

Алтай: отчёт-конспект

 "Каждый день на склонах гор можно заметить горных козлов. С альпенштоками в руках они перепрыгивают с камня на камень"... 



   
     Мы вернулись :-)

     И сейчас - микроотчёт о поездке. Подробный скорее всего напишет ilya_314 несколько попозже :-) От меня чуть позже будут материалы по затмению (совсем немного, если честно), и через недельку - общий фотоотчёт.

     26/07/2008. Загружаемся в газель, которая довозит основную часть нас до Арзамаса, где мы окончательно загружаемся в поезд Москва-Бийск. Поскольку билеты удалось купить только через Москву, двое героев 25/07 едут с билетами в Москву "занимать места". Чуть было не облажались с временем проезда через Арзамас - в результате был шанс что до Бийска доехали бы только эти двое :-) Так или иначе - едем! Ближайшие три дня из развлечений - "тыдыщ-тыдыщ" поезда, пейзажи за окном, да "доширак" на обед. После суеты последних рабочих дней это даже приятно - голова отдыхает, ничего не надо делать :-) Так, постепенно и неторопливо, мы наконец приезжаем в Бийск.
     29/07/2008. В Бийске, прямо с вокзала, нас по предварительной договоренности подбирает газель, довозящая нас до Акташа. Точнее, до точки "797 километр" на Чуйском тракте ("Actr Camp" на точках в GPS), где мы и размещаемся на ночь. Пробег газели - около 460 км, трек - здесь. По пути (точка "Zol Kedr") обедаем в кафешке "золотой кедр" с "алтайской кухней", где меня знакомят с "бараньей требухой", о повторении которой я буду мечтать весь остаток похода :-)
     30/07/2008. С "797 километра" нас забирает ГАЗ-66. Ему предстоит проехать всего 65 километров, но - "в России нет дорог, есть направления" - окончательная часть заброски до Актру на "шишиге" дала впечатлений не меньше, чем какие-то там шляния по горам :-) Джипы курят в сторонке - надёжно проехать по такой дороге может только вездеход. Позже выясняется, что от тряски у защитного фильтра (B+W 010 MRC - оч. хороший фильтр на самом деле) самовыкрутилась "стекляшка", и всю дорогу била собой о переднюю линзу объектива, так что от сколотой с объектива стеклянной пыли даже образовалась белёсое пятнышко. После вкручивания стекляшки и стирания пыли следы почти незаметны, но всё равно неприятно. Для интересующихся - трек, карта (другая версия) (трек - красная линия). Конечная точка этого дня - лагерь Актру ("Act Camp"), там и размещаемся в палатках. Высота лагеря - 2170 м, до Нижнего Новгорода - примерно 3500 километров :-)
     31/07/2008. Первый день на новом месте. Решаем дойти до "голубого озера" ("BLUE LAKE") на леднике Большой Актру. Но поскольку вышли поздно и шли медленно и зигзагами - дойдя до ледника решили что уже поздно, скоро стемнеет, и вернулись назад. Сцена "перекуса" на 40-градусном склоне будет отражена в фотоархивах. :-) Вечером - с "линзатым компасом" в зубах (кстати, удобная оказалась вещь) и распечаткой азимута и высоты солнца в момент затмения судорожно ищем место, до которого можно быстро дойти, и с которого будет видно затмение. Находим :-) Трек, карта (спутник), пройдено (туда-сюда) около 10 км, наивысшая точка - 2650 м (480 метров от уровня лагеря).
     01/08/2008. Наблюдаем затмение (в точке "Akt Eclips"). Затмению помешали тучки, главная из которых налетела перед полной фазой и продержалась бóльшую часть полной фазы, в результате чего фотографий получилось мало, зато "визуальное впечатление" пожалуй даже поэффектней чем от затмения без тучки. Описывать не буду ("это надо видеть", ага!), но впечатляет - в момент наступления полной фазы буквально за секунду меняется характер освещения ("пасмурный день" превращается в "белую ночь"), становятся видны некоторые звёзды, а когда улетает тучка - вместо диска солнца на небе светлеется чёрное внутри колечко короны :-) Трек, карта (спутник), пройдено (туда-сюда) около 3 км, наивысшая точка - 2270 м (100 метров от уровня лагеря).
     02/08/2008. "Идём на учителя". Держа в уме, что на днях мы хотим забраться "на купол" (точки "KUPOL" и "KUPOL VERH"), разминаемся подъёмом на перевал Учитель, и прыганием вокруг него. Довольно крутой (градусов не меньше 40) подъем, несложный, но занудный. Чувствуется что не хватает кислорода (давление там около 0.7 атмосферного) - даже при небольшой нагрузке я ухожу в режим "язык на плечо, дышим непрерывно". Наверху снимаем кучу панорам и не только панорам, строим из камней небольшой постаментик, пишем на нём "Нижний Новгород", и с чувством глубокого удовлетворения спускаемся :-) Трек, карта (спутник), пройдено (туда-сюда) около 8.4 км, наивысшая точка - 3090 м (920 метров от уровня лагеря).
     03/08/2008. Идём на ледник Малый Актру. Трек, карта (спутник), карта привязана неточно (спутник точнее), поэтому кажется что мы идём по леднику - это не так :-) Небольшой "аппендикс" трека - "фальштропа": если идти прямо по ясно видимой тропе, то в какой-то момент (обогнувши нехилый кирпичик и пройдя ещё буквально несколько метров) обнаруживаешь себя висящим на осыпающемся склоне градусов этак в 50, и понимаешь, что вперёд - фигня, назад бы вернуться не улетевши вниз. При этом тропа протоптана видимо именно потому, что народ видит тропу, идёт по ней, возвращается (протаптывая её при этом), и только потом обнаруживает "правильную" тропу (её видно хуже). В-общем, не без помощи ледоруба и какой-то матери возвращаюсь на истинную тропу, далее идём к леднику. Аккуратно, с ледорубом в руках, проползаем несколько метров по наклонному льду, глазеем на трещины (лёд, там где он не покрыт грязью, натурально голубого цвета!), так же с ледорубом возвращаемся обратно. Пройдено (туда-сюда) 5.5 км, высшая точка - 2340 м (170 м от лагеря).
     04/08/2008. Тупо отдыхаем. Бродим по окрестностям, фоткаем виды, втыкаем на окружающий мир. Я совершенно неожиданно для самого себя нахожу Настоящую Кедровую Шишку - в том смысле настоящую, что не вылущенную белкой, вылущенных вокруг навалом, а вот свежих не видно, белки явно успевают раньше. Кстати, мелкого зверья тут наличествует - и суетливые бурундучки, подпускающие человека метра на полтора-два (и способные игнорировать галдящую толпу в трёх метрах), и похожие на хомячков-тромозов пищухи, и подозрительные чёрные белки, которых не удаётся даже толком заснять, так хорошо они скрываются от людей. Ах да - ещё в какой-то из этих дней была баня, но я уже забыл в какой именно :-) Обнаруживаю среди запасов еды банку пюре б/п "роллтон" с явными следами вздутия. Мучительно размышляя, как может вздуться абсолютно сухой порошок картофельного пюре (банка-то герметичная, раз вздутие видно, а раз герметичная - воды туда попасть не могло), на всякий случай вскрываю. Обнаруживаю там совершенно нормальное сухое пюре, после чего въезжаю, что запаянная при 1 атмосфере банка при 0.7 атмосферы ясное дело вздуется :-) Пришлось съесть, раз уж вскрыл.
     05/08/2008. Вчера договорились с инструктором Катериной, что если погода будет хорошей - идём с ней "на купол". Погода сегодня... в-общем, на купол мы не идём - слишком пасмурно, временами до лёгкого дождика. На озерце утром обнаружен лёд - ночью явно был "минус" по цельсию. Народ разбредается - кто-то всё-таки доходит до "голубого озера", лично я пытаюсь найти ещё шишек (конечно, можно купить их на развале сувениров, но это уже не совсем то, правда?), и снимаю горы в тумане. А поход тем временем заканчивается - завтра пора назад...
     06/08/2008. Утром грузимся в очередной "вездеход" (на этот раз не ГАЗ-66, а что-то трёхосное, название которого вылетело у меня из головы), и едем назад. Те же впечатления от дороги, что и в первый раз - разве что мы уже знаем, чего ждать, и вцепляемся в борта заранее :-) Доезжаем, правда, не до Акташа, а до Курая(?), там пересаживаемся на УАЗ, и едем до Акташа по уже почти нормальной дороге. Ночуем. Трек, карту делать не буду - она неотличима от карты за 30/07.
     07/08/2008. Утром (в 5 часов по местному времени (2 часа ночи по Москве) ждём газель. Приехавшую с получасовым опозданием :-) И едем назад, в Бийск - по пути заехавши в Бичиктубом посмотреть на петроглифы (точка "Akt Petrog", петроглифы не впечатлили - подозреваю потому что смотрели второпях), и повторно посетивши "золотой кедр" (где я сожрал две порции "бараньей требухи", и задумался, что делать дальше - у нас-то "требуху" фиг достанешь) :-) Трек, карта. Пробег газели - те же 460 км что и 29/07. В Бийске закупаем сыр, колбасу, "дошираки" и консервы в дорогу, я обнаруживаю месторождение советской оптики, где покупаю Юпитер-9 и Калейнар-5Н (со сменным на М42 хвостовиком, не подумайте плохого). Кстати, если кто вдруг подскажет, куда я мог задевать свой Юпитер-37А, который мне перед не удалось найти даже перерывши половину комнаты, тому ничего не будет. И грузимся в поезд. Назад едем быстрее (короче стоянки), но после отдыха это уже напрягает - чувствуешь себя пассажиром "желтой стрелы", у которого нет никаких развлечений, кроме собственно поезда.
     09/08/2008. Ночью (22:55) приезжаем в Арзамас. Грузимся в газель, и ночью, но уже 10/08, доставляемся до Нижнего. "Бужу" компьютер... и до утра борюсь с яндекс.почтой, которая неожиданно встала в позу "я висну на некоторых письмах". В пять утра, не победивши яндекс, но решивши проблему (удалением "глючных" писем через веб-интерфейс), принимаю горячий душшш, и наконец-то ложусь спать.
     10/08/2008. Начинаю писать отчёт и скачивать треки, фотки и прочую лабуду. Чтобы уже 11/08 всё это выложить в ЖЖ.

     Короче - ура! Я вернулся :-)

     И - архив треков и точек, архив треков, точек, и огрызков карт с привязкой в ozi (13 Mb).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments