Preface, или важные мелочи:
- любителям "target=_blank" сообщаю, что я - не очень любитель, а чтобы открыть фотку в новом окне достаточно зажать левый shift на время кликания мышой. Это не очень напряжно, чесслово.
- фотки в основном мои, но поскольку я снимал далеко не всё и не везде, часть фоток сделана Никой, Лёшей или Сергеем. В этом случае - в подписи указано авторство.
- скорее всего в ближайшие дни "довыложу" ещё несколько фоток отдельно, плюс для интересующихся - отдельный "чисто художественный" альбомчик, без "отчетных" фоток но с большим количеством "художественных". Следите за афишами :-)
- главный фоторезультат - Рис.39, и пожалуй Рис.36 (см. ниже). Оригинальный размер - 136 и 156 мпикс соответственно, "для веба" оно существенно уменьшено. Как и остальные панорамы - по понятной причине начинающиеся с разрешения ~25-30 мпикс (четыре кадра по 8 мпикс "квадратом" минус обрезка - меньше просто некуда) и далее "до офигения" (камера быстрая, это комп потом ночами страдает это сшивая). Выложено, ессно, далеко не всё - не хочу захламлять сеть и совсем уж внаглую расходовать читательский трафик :-)
- маршрут приводится с отсылкой на Рис.1 - карту из атласа мира. Разумеется, мы "навигировали" не по этой "пачке беломора" а по более нормальным картам, но эти "карты гадальные, географические" я не привожу по причине ограниченной осмысленности этого: кому надо могу отдать jpeg'и, остальным вряд ли надо.
- кому интересно - battery usage фототехники меня порадовал: canon 350d, оказывается, способен отбить ~1700 кадров на одной зарядке штатного аккума, в результате двух аккумов (всего-то на 760мАч) хватило с запасом. Объектив - почти всегда EF-S 17-85/4-5.6 IS USM (иногда ставился Sigma 70-300/4-5.6 APO), вспышка и IS - в 99% случаев выключены, AF, ессно, включен (и часто "не по одному разу"). Вот фотовинчестер (старенький vosonic xs-drive 2060) - не очень порадовал: мало того что сливание 2Гб длилось минут сорок, так и (вероятно именно поэтому) одного заряда LiIon аккума на 1400мАч хватало на две "сливки". Учитывая что привез я почти восемь гиг сырья - это расход в три (два плюс "глюки" плюс я сливал не только у себя) довольно немаленьких аккума. Впрочем - у меня их семь штук, так что на наш век хватит :-)
- электроника в походе мёрла массово и часто без видимых причин. Первое что обнаружилось по приезду на место - не работает GPS (Garmin Etrex, "жёлтенький") - включается, но спутников не видит. Вскрытие не помогло (да и не могло, наверно), причина неясна совершенно (не били, не топили, просто кинули в рюкзак в Нижнем - и обнаружили неработу в Хановее). Где-то в середине похода - издохли часы casio (не китайские, water resist, носил несколько лет) - опять же без видимых причин. Замена батарейки не помогла - труп, даже не включается - в результате половину похода узнавал время по часам в перочинном ноже :-) У Ники - "залипли" кнопки в mp3 плеере (тут причина скорее всего высокая влажность), у меня отказывался включаться (и самопроизвольно отрубался) фотовинчестер (списал, опять же, на влажность - а дома после этого героически мазал платы полиуретановым водостойким лаком). Ну, и у Лёшки сломали дужку очков, хотя это и не электроника :-)
В остальном - особых неожиданностей не было - а теперь собственно отчет!
...Программа "полярной экспедиции" (под руководством Алексея Митюгова и активном участии Александра "Рут" Гавриленко) изначально выглядела так:
15.07 Отъезд из Н.Новгорода
17.07 Прибытие на ст. Чум; завтрак на природе; пересадка; проезд до ст. Собь; выход в горы
18.07-20.07 Поход по Полярному Уралу
21.07 Переправа через р. Обь; прибытие в г. Салехард; посадка на т/х "Механик Калашников"
21.07-26.07 Круиз по маршруту Салехард - п-ов Ямал (Новый Порт) - Гыданский п-ов (Антипаюта) - Салехард
27.07 Переезд в г.Инта. Осмотр города. Отправление в Н.Новгород.
29.07 Прибытие в Н.Новгород в 5.00
В программе "похода по уралу" предполагалось дойти до "балков геологов" (чуть в стороне от перевала между ст. собь и ст. 110 километр), а если будет время - соверишить "радиалку" в горы, типа залезть куда получится.
Примерно так оно и получилось, с небольшими вариациями на тему нехватки времени.
Итак, 15 июля компания из 8 человек (Алексей Митюгов, Татьяна Митюгова, Александр Гавриленко, Людмила Гавриленко, Людмила Красильникова, Сергей (фамилию которого так и не уточнил), Вероника Шпагина и я) отправилась на поезде (см. Рис.2--4) в сторону Воркуты. Сломав по пути сразу две открывашки об Большую Банку Ананасов (взятую Рутом, Рис.3), и финально открыв её большим перочинным ножиком (на что я весьма порадовался, что взял с собой не просто кухонный "ковыряльник", а всё-таки Нож - остаток похода консервы вскрывали именно им) :-) В поезде стояла традиционная для Поездов, Едущих Летом жара - ну да и ладно :-)
На стоянке в Кирове (Рис.5) наша толпа успешно изображала из себя японских туристов - щелкала всё что попадалось под руку (Рис.6--7) :-) Лёшкой была обнаружена круглосуточная пельменная, о чем было сделано заявление, что
Предполагалось что выйдем мы все-таки не на станции Чум, а в Воркуте, и пересядем на местный поезд (номер не помню, местное название "кукушка"), который и довезет нас до ст. Собь. По факту, обнаруживши что в Воркуте нам делать особо нечего, мы вышли на ст. Хановей (Рис.9), и пока не подошла "кукушка" - попёрли к ближайшей воде (Рис.10--14) устраивать привал. Место, как можно заметить по фоткам, не выглядело особо живым - хотя впечатляет (замеченный уже дома, на фотке) каркас будущего чума рядом с более обычными домиками (Рис.11, справа за домами).
Собственно, тогда и произошел первый контакт с комарами. Первый, пробный - но достаточный чтобы народ бодро нацепил накомарники, надел куртки-ветровки, стал изучать свойства антикомариных жидкостей и воздействие на комаров дыма :-)
...ну и жара на этом вашем полярном кругу (весь маршрут, не считая небольшого кусочка в районе Салехарда и по пути к Новому Порту пролегал за полярным кругом)!!! В начале похода - градусов этак до 25, не меньше... а учитывая что на лёгкую комарозащитную маечку разорился только Рут, а остальные вынужденно напялили куртки-ветровки - ощущалось это как "явно за тридцать". Потом, когда активная чать похода закончилась - погода нормализовалась, но в Нижний с этого заполярья мы всё равно возвращались "как с курорта" - из относительного тепла в неожиданную холодную осень самой середины лета. Так что даже когда едешь в заполярье - надо учитывать возможность того, что там будет, мягко говоря, не особо холодно :-)
...передохнув на привале и вернувшись на станцию, мы загрузились в "кукушку" и поехали к начальной точке путешествия - на станцию Собь (по карте на Рис.1 - слева от изгиба железной дороги на пути между Елецким и Лабытнанги). На соби (Рис.15), проконсультировавшись с местным населением и получивши ориентир типа "вон до той ёлки потом направо" (ёлки в тундре - вполне заметный ориентир, деревья-то либо отсутствуют либо карликовые), ломанулись через мост (Рис.15--18, прикольная, скажу я вам, штуковина) и попёрлись вперед - искать путь к интересующим нас "балкам геологов", чтобы устроиться там на ночлег. Ещё свежая и весёлая (Рис.20) команда туристов (Рис.19), невзирая на комаров (Рис.23) ломанулась вперед - по болотам с диким количесвом комаров, по мягчайшему мху - в который проваливаешься как в пружинный матрас...
...вообще, по плану предполагалось (но не гарантировалось) что палаточных ночевок у нас не будет вообще, а две ночевки в горах/предгорьях урала будут происходить в тех самых "балках геологов". По факту же...
...До балков в первый день мы, разумеется, не дошли. Найдя очень удачное (несмотря на Рис.27 - бррр...) место для стоянки (стол со скамейками, чистейшая горная речка) - остановились на ночлег. Пить мы к тому времени научились сквозь накомарники, Лёшка научился курить сквозь накомарник (Рис.28), все хотя бы по разу порывались что-нибудь съесть сквозь накомарник. Удивительно, что никто ни разу не пытался сплюнуть сквозь накомарник :-)
Снявши очередную панорамень (Рис.30) и переночевавши разбивши палатки - утром ломанулись искать заветные балки и уточнять дальнейшие планы - по пути наблюдая снег на уровне себя (Рис.31 - на фоне 25-градусной жары, ага), и форсируя Нырдваменшор (речка такая, приток Соби - Рис.32).
До балков не дошли. Остановились у озера с хорошим видом на горы, поочередно в две группы "сходили на экскурсию" в сторону балков - по пути застряли в труднопроходимых зарослях, и на балки забили: нам ведь завтра идти дальше, и успеть на поезд в Лабытнанги... Фотоассорти этого дня - см. Рис.33--41, с особым вниманием на Рис.36 и Рис.39, и комментарием - пока мы стояли на стоянке, мимо нас весело пронеслась колонна из грузовика, бензовоза и Рис.38, побибикав для привлечения внимания :-) Кстати, изначально на Рис.39 почти не было горы в левой части - она приклеена позже, от Рис.41, снятого в другое время суток, при другом освещении, да ещё и с другого места. Линия сшивки в принципе вполне заметна, но я ещё не очень сильно махал кистями в фотошопе - думаю, при желании замажу склейку так, что не зная и не заметишь :-)
...короче, разложили палатки, и устроились на ночлег.
Следующий же день - состоялся марш-бросок до станции 110 километр (вниз от перегиба ж/д дороги на карте между Елецким и Лабытнанги) и форсирование Соби. Пёрлись довольно героически, поскольку во-первых была таки жара, :-) во-вторых - пройти предстояло примерно столько же, сколько мы прошли за предыдущие два дня, в третьих - было ограничение по времени поезд), а в четвертых - надо было ещё форсировать Собь, которая, в отличие от Нырдваменшора, переходимого "по камшкам", все-таки немного похожа на речку.
Моя фотка этого дня - Рис.42. Не буду описывать "день-ночь, день-ночь, мы идем по
Ещё примерно два (или три?) километра вдоль "железки" - и мы на станции 110 километр! Наблюдаем экзотические транспортные средства (Рис.46) и просто гусеничные вездеходы (Рис.47), снимаем всякие хрени (Рис.48), отдыхаем пассивно. После чего грузимся в "кукушку" и достигаем ещё одного пункта нашего путешествия - Лабытнанги.
Вокзал Лабытнанги (Рис.50) - впечатляет. Внутри всё ещё краше чем снаружи :-) С небольшим скандалом устроившись на ночёвку в импровизированной (но вполне официальной!) "гостинице" - купейном вагоне "кукушки", стоящей ночью в Лабытнанги - наблюдаем Рис.49 (от вокзала нас оттащили), и с любопытством присутствуем, тзсть "изнутри", при "стыковке": прицеплении к нашему вагону другого вагона. Любопытно до ужаса - ни разу не наблюдал стыковку вагонов стоя в тамбуре собственно вагона :-)
А утром (6 утра по москве, 8 по местному) - ломанулись на паромную переправу в Салехард (Рис.51).
В Салехарде (собственно, это не сам Салехард, а его "пригород"), отойдя в сторонку вверх по течению Оби, разбили лагерь с целью переночевать. Переночевали не без проблем - вечером/ночью состоялся нехилый дождичек, в результате вода была везде где только можно - зато я побаловался с телевиком (Рис.54--55) и смог наконец заснять Молнию (Рис. 56).
Утром - на машине (можно было дождаться маршрутки, но мы решили не рисковать, тем более что машина стоила почти столько же) ломанулись собственно в Салехард. Закупившись в магазинчике "у Оли" (с двумя вывесками "24 часа!!!" и одной, чуть поменьше "время работы 08:00-22:00") и исследовав достопримечательности (Рис.57-65 - оказывается, в Салехарде кроме мамонта (Рис.89) есть ещё и острог), загрузились на теплоход "Механик Калашников" (Рис. 53), следующий по маршруту Салехард - Новый Порт - Антипаюта - Новый Порт - Салехард.
...и для нас начался самый экстремальный, экстремально-лежательный, этап нашего похода: несколько дней лежания на койках! Поскольку от Салехарда до Антипаюты - довольно далеко, а пеших переходов (не считая коротких перебежек от пристани к вокзалу) у нас больше не панировалось.
Снявши напоследок панораму Салехарда (Рис.65), мы отплыли - и довольно скоро оказались "в открытом море" - на Обской губе. С водой "от края до края": на Рис.66 - панорама шириной 180 градусов, на которой нигде не видно берега - потому что его собственно нигде и не видно :-)
А на следующий день - мы приплыли в Новый Порт. Точнее, мы подплыли к Новому Порту и встали на якорь в нескольких километрах от берега - ибо мелко, а за пассажирами к нам подплыл буксирчик. Часть нашей команды ломанулась осматривать Ньюпорт, часть - дрыхнуть на солнышке (Рис.68) и ловить рыбу с кормы (Рис. 69).
...а по пути от Ньюпорта до Антипаюты и обратно - Лёшка занимался хирургией с очками (Рис.70), а Рут - чинил Никин плеер (Рис.78). Очки кое-как починили, а вот плеер доломали сильнее чем он был сломан изначально :-) Я же тем временем боролся с глючащим фотовинчестером и изобретал (безуспешно) паяльник из гвоздя (вынутого из обшивки каюты), плоскогубцев и зажигалки.
...и как же в горы, да без электрокипятильника?! Штатно на "механике Калашникове" имелся "титан" с кипятком, но по факту там половину времени кипяток либо отсутствовал, либо был не кипятком. Умные чукчи использовали банальные электрочайники - розетка в коридоре была, и чайник выдержвала без напряга... но мы ж не чукчи, мы не знали что в поход нужно было брать чайник :-) Только на обратном пути Лёшка закупил обычный кипятильник (размером "на стакан воды"), и хотя применялся он редко - это была какая-то независимость от титана.
...утром следующего дня мы куда-то приплыли, и бросили якорь "посреди чистого моря". Ладно, не чистого моря - но ближайшая "земля" угадывалась где-то на горизонте. Сходивший на разведку Лёшка, с лёгким обалдением доложил, что это Антипаюта (на карте - в Тазовской губе), что ближе мы не подойдем - мелко, и что оттуда к нам ничего не придет - туда поплывём "на ботах" (Рис.71-72).
...в каждом походе получается момент, когда я на что-то "забиваю" - а потом об этом жалею. В этот раз я забил на Антипаюту - по карте это не просто "населенный пункт в болотистой местности", это вообще одно сплошное болото, не проваливающееся под землю только благодаря вечной мерзлоте - а что на болотах живут комары я уже успел заметить.
В результате я не увидел настоящих чумов с настоящими аборигенами, и их сфотографировала (Рис.76-77) другая половина команды (отправка которой на берег см. Рис.74)! О чем жалею и сейчас - "панораму чума 2х2 кадра" я бы уж точно забубенил :-) Но ничего - я зато нашел чумы под Салехардом, почти в цивилизации :-)
...Обратный путь протекал так, как и должен был протекать обратный путь. Погода была более ясной - что позволило снять панораму Нового Порта (Рис. 79), а в самом Ньюпорту (Рис.80) Лёшка купил детские тапочки (Рис.81) за 10 рублей. "А почему так дёшево?" - "Размер неходовой, уже год лежат". Теперь будет сувенир - тапочки из Заполярья :-)
...над Ньюпортом постоянно летает туда-сюда вертолет (Рис. 82). А то, к чему причаливал наш буксирчик - воистину потрясает воображение (Рис.84) :-)
На обратном пути - побаловался "панорамой заката" (Рис.85--86), снял несколько кадров Аксарки (Рис.87 - замечу, что это сшито из кадров, изначально вообще не предполагавших быть панорамой - снятых с разных точек и с разным зумом. Однако даже почти не понадобился фотошоп), и обнаружил (между Аксаркой и Салехардом - это уже вполне себе цивилизация) пару чумов (Рис. 88) и один каркас для чума :-)
А дальше - неинтересно. Преправа в Лабытнанги (и Салехардский мамонт в более-менее пристойном ракурсе (Рис.98)), осознание что мы приехали на сутки раньше чем предполагалось (точное расписание теплохода "обратно" заранее не было известно), ночь на вокзале в Лабытнанги, попытка обменять билеты (в общем успешная)... долгий путь в поезде Лабытнанги-Киров, трехчасовое стояние на ст. Инта-2 (где я купил "оленины в/к" - довольно невнятное мясо, "вяленая конина" вкуснее), пересадка в Кирове (где меня "шуганули" с техникой - не дали снять ночной вокзал)... ну, и возвращение с жаркого (ладно, убедили - к концу путешествия уже "прохладного") заполярья - в холодный Нижний. И полное ощущение "возвращения с югов" - там, в заполярье, было явно теплее чем в то же время у нас :-)
А дома - сливание фоток, клейка панорам... и прочая фигня :-)
Всё!!! __neko__, твоя очередь ;-)))
Иллюстрации: