Дмитрий Радищев (dibr) wrote,
Дмитрий Радищев
dibr

Category:

больше темпераций, хороших и разных!

Слушал "хорошо темперированный клавир" (Бах), много думал.

Тут ведь в чём дело. Тональность (частота звука) одинаковых нот в разных октавах отличается в целое число раз, с этим всё понятно. Но вопрос о том, как располагать ноты внутри октавы (такое расположение собственно и называется темперацией) - не такой тривиальный. До массового распространения равномерно темперированного строя, в котором две соседние ноты всегда отличаются по частоте в одинаковое число раз, существовало множество самых разных темпераций - и не только потому, что равномерная темперация на то время была сложновата для музыкантов (там логарифмы вылазят, а это уже высшая математика), а ещё и потому, что в равномерном строе частоты нот отличаются в число раз, не являющееся простой дробью, в результате чего комбинационные частоты в аккордах получаются вообще ничему разумному не кратными, что приводит к некоторому диссонансу/биениям в звучании (который скорее всего слышат только истинные любители тёплых ламповых рациональных дробей, но слышат же). Поэтому и изобретали разнообразные неравномерные темперации - например "пифагоров строй", с интервалами 8:9 и 243:256 (не кругло, но хотя бы рационально), в которых какой-то набор аккордов звучал гармонично, а остальные - ну, хотя бы не очень плохо. И для каждого строя, очевидно, набор "хороших" и "не очень хороших" аккордов был своим - иначе давно выбрали бы один самый лучший. Возвращаясь к Баху - есть мнение, что его "хорошо темперированный клавир" (являющийся по сути справочником-шпаргалкой на тему того, что и в каких тональностях можно сыграть на клавишных инструментах), должен исполняться в одной из так называемых "хороших темпераций" А. Веркмейстера (аргумент - собственно название).

Сейчас победила математика, и в музыке почти исключительно используется равномерно темперированный строй. И не из-за математики, а потому что к небольшому диссонансу все привыкли (кто его вообще слышит?), зато в отличие от неравномерно темперированных строев, в равномерной темперации можно транспонировать ("сдвигать" тональность) мелодии на любое количество шагов не нарушая гармонии (в неравномерной темперации общее звучание мелодии очевидным образом будет изменяться, а такой "сдвиг тональности" - очень частый музыкальный приём). Беспроблемность "сдвига" тональности оказалась важней каких-то там диссонансов.

Но я вот чего думаю.
Все эти игрища с неравномерной темперацией были тыщу лет назад (ну, может не тыщу, но тот же Веркмейстер родился в XVII веке, а это уже поздние работы по темперации). Компьютеров и синтезаторов не было, и одна клавиша клавишного инструмента безвариантно настраивалась на конкретный тон, поэтому выбирать, в каком строе мы настраиваем наш условный рояль, и какие аккорды у нас будут звучать "хорошо", приходилось один раз, при настройке.
Но сейчас-то таких ограничений нет! Сейчас можно в любой момент времени играть любую ноту с любой частотой, а главное - можно автоматизировать "темперацию на лету" в зависимости от того, что мы играем! Так пусть наш условный синтезатор имеет в пузе табличку того, какие аккорды хорошо звучат в какой темперации, анализирует что на нём играют, и автоматически выбирает - на ходу, в процессе исполнения - ту темперацию, в которой наилучшим образом звучит именно этот аккорд!
Ну, совсем на автомате наверное не очень хорошо получится - смена темперации на ходу сама по себе может испортить гармоничность звучания - но в "программируемой" музыке, где ноты тщательно задают заранее, можно ведь добавить эту самую смену темперации, и изменить (улучшить?) звучание. Музыку, конечно, лучше писать сразу с учётом этого.

Интересно, сделал уже кто-нибудь, или нет? И будет ли это слышно обычному среднему человеку?..
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments